+7 (4012) 35-77-99
Пн-Пт: 8.30-17.30

История изобретения траволатора

В магазинах, аэропортах, выставочных центрах мы встречаем траволаторы — автоходы или движущиеся дорожки для перемещения пешеходов и грузов по горизонтальным и наклонным плоскостям. За 130 лет технического прогресса траволаторы превратились из простых конвейерных лент в сложные системы. Теперь эти самоходные тротуары используют для направления потоков людей в пределах одного уровня и между этажами.

Преимущества движущихся пешеходных линий:

  • можно без затруднений перевозить коляски, тележки с продуктами, тяжеловесные грузы, багаж. За счет отсутствия ступенек нет сложностей с въездом и съездом с пути;
  • высокая пропускная способность;
  • удобство для пользователей любого возраста, включая детей и представителей старшего поколения;
  • автоход используют для пропуска людей и направления пассажиропотока даже в выключенном состоянии.

Как и лифтовое оборудование, траволаторы прошли длинный путь от опытных образцов до современного разнообразия моделей. Приглашаем посмотреть, как выглядели первые попытки заставить дорогу двигаться и как едущие тротуары стали неотъемлемой частью жизни современного человека.

Самодвижущаяся дорога: забытые проекты XIX века

Первым, кто сформулировал идею о самоходной дороге для пешеходов, стал американец Альберт Спир. Изобретатель и виноторговец из Нью-Джерси запатентовал свой «бесконечный дорожный тротуар» в 1871 году. В выпуске журнала Scientific America за 1890 год содержится объяснение системы данного изобретения. Альберт Спир собирался сделать едущие ленты из компактных ж/д платформ, соединенных в линию. Предполагалось, что первая линия лент, на которую пассажиры смогут без труда перейти с земли, будет двигаться с низкой скоростью (4-5 км/час). Скорость следующей прилегающей пешеходной полосы должна была быть выше, около 9 км/час. По сравнению с первым поясом, скорость второго была бы на 4 км/час больше. Этот технический ход был придуман для упрощения передвижения между линиями.

Скорость каждой следующей полосы планировалось делать на 4-5 км выше, чем предыдущей. Таким образом, пассажир мог бы с комфортом перемещаться между линиями и ускоряться или замедляться. Для удобства на передвижных платформах находчивый американец собирался установить сидения. Изобретение выглядело инновационно и привлекательно, однако идея Спира не была реализована.

О новом транспортном средстве задумывались не только американцы. В 1880 году французский инженер месье Далифоль запатентовал авторскую систему передвижения. В его версии будущего траволатора полы приводились в движение за счет двигателей, расположенных неподвижно. Проект Далифоля не был реализован, поскольку инженер внезапно умер. В 1889 году другой француз, архитектор и градостроитель Эжен Энар представил планы системы едущих платформ для демонстрации на Парижской ярмарке. Но и его детищу не суждено было перевозить людей.

Первый в мире траволатор

Первый образец самоходного тротуара широкой публике представила Америка. самодвижущийся тротуарВ 1893 году на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго была продемонстрирована работающая движущаяся дорожка. Авторами проекта были архитектор Джозеф Л. Силсби и инженер Макс Э. Шмидт. Длина рабочего полотна автохода составляла 1310 м, конструкция состояла из двух смежных платформ. Первая платформа перемещалась в автоматическом режиме на скорости 4,8 км/час, вторая платформа двигалась со скоростью 8,4 км/час. Медленная линия использовалась для доступа к более быстрой, что соответствовало принципу работы едущей линии, придуманному Альбертом Спиром.

Семь лет спустя дуэт американских изобретателей продемонстрировал свой Trottoir Roulant (движущийся тротуар) на Всемирной выставке в Париже. Самоходная петля имела длину 3 км и была сделана из деревянных сегментов, соединенных шарнирно-сочлененным способом. Один из репортеров, присутствовавших при демонстрации изобретения, назвал новинку «деревянная змея с хвостом во рту». Пассажирская дорожка имела огромный успех у зрителей: увидеть техническое чудо и покататься на самодвижущейся змее пришли 7 миллионов человек. В процессе перемещения по механическому тротуару одна француженка, мадам Беност, даже родила ребенка. Малыша так и назвали: Троттуар Рулан Беност.

Недостатки изобретения

Несмотря на ажиотаж, самодвижущиеся пешеходные системы не сразу стали популярны. Первые версии тротуаров на автоматическом ходу обладали серьезными минусами:

  • конструкция имела низкий коэффициент полезного действия. Значительная часть тяговой силы уходила на компенсацию трения;
  • вес механических систем вместе с двигателями и сопутствующим оснащением многократно превышал массу пассажиров, которых мог перевозить новый транспорт. Фактически львиная доля энергии в конструкции уходила на то, чтоб сдвинуть с места сами ленты;
  • отсутствие поручней. Для монтажа самоходных систем на холмистой местности необходимо предусмотреть поручни для удобства и безопасности людей. Интегрировать держатели в оснащение первого траволатора не представлялось возможным в силу технических особенностей.

Идея самодвижущихся дорожек была интересной, но требовала серьезной доработки. После спада ажиотажа пробные образцы выставочных тротуаров демонтировали, т. к. новинка была далека от совершенства.

Модернизация идеи

Многие инженеры ломали голову над созданием высокоскоростных пешеходных полос, проекты один за другим терпели крах. Так было до 1954 года, когда на станции Эри Гудзоновской и Манхэттенской железной дороги в Джерси-Сити появился первый в мире скоростной пешеходный переход. Самодвижущуюся линию для пассажиров сделали инженеры компаний Goodyear и Stephenson-Adamson.

Спустя 4 года траволатор появился в аэропорту. Едущая дорожка встречала пассажиров в терминале Даллас Лав Филд. Пассаж соединил главный терминал с первыми выходами на посадку в каждом из трех залов ожидания. Хотя людям было сложно привыкнуть к новому средству передвижения, в 1960 году самодвижущиеся переходы появились в других аэропортах, принадлежащих компании American Airlines.

Великобритания набирает обороты

Англичане тоже обратили внимание на перспективную новинку и стали использовать изобретение для создания комфортной транспортной инфраструктуры. Самодвижущийся переход появился на лондонских линиях Ватерлоо и Сити в 1960 году. Автоматизированная пешеходная линия решила давнюю проблему: пассажиры с трудом добирались до станции пешком. Английские инженеры устанавливали конструкцию 3 года. В прессе новинку описали как «американское устройство, которое, по сути, представляет собой бесступенчатый эскалатор на плавном подъеме».

Траволаторы сегодня

В конструкции современных самодвижущихся дорожек используют технологию магнитной подвески. Скорость перемещения полотна варьируется от пешей ходьбы до 10 км/час. Инженеры и архитекторы, проектирующие инфраструктуру городов будущего, утверждают, что недолгое время спустя траволаторы смогут перевозить более 7000 пассажиров в час и заменят автобусные линии. А мы уже сегодня пользуемся траволаторами, описанными в произведениях фантастов XIX века.

Если вас интересует практическое применение траволатора, заказать автоход с установкой в Калининграде предлагает ООО «1-ая лифтовая компания». Также мы осуществляем монтаж пассажирских и грузовых лифтов, эскалаторов и прочих разновидностей подъемного оборудования. Для получения консультации позвоните нам.